Домашний университетВы, наверное, помните предыдущую статью  одной из участниц нашего мастер-класса «Я — фрилансер« — Насти Пахоруковой «Мой переезд: расширяя рабочие границы«.  Анастасия за это время проделала огромный путь вперед к своим целям и делится с нами секретами своей продуктивности.

В книгах по тайм-менеджменту я постоянно читаю о том, как окружающая среда влияет на наши привычки. Зарылся в хаос папок на компьютере – и вот у тебя нет времени на учебу. Попробовал вспомнить что-то из мастер-класса годичной давности – привет дырявой памяти!  Теперь уже недостаточно просидеть 11 лет в школе и 5 — в университете!  Теперь у нас life long learning – обучение длиною во всю жизнь. …

Именно концепция life long learning и помогла мне организовать свой «домашний университет». Основной принцип: образование должно быть фоновой и естественной частью жизни, все материалы – доступны в любой момент, а важная информация – вспоминаться и через 5 лет после прохождения курса. Вот с последнего пункта я и начала свою работу.

Копилка

Назовите мне программу, которая бережно хранит любые объемы информации в любом формате, и может работать как на телефоне, так и на компьютере? Конечно, Evernote!  Вот он, зелененький, подсказывает мне фразу для этого текста. Evernote – мой справочник. Если у меня есть две статьи на одну тему, то я соединю их в одну заметку. Если нужно поделиться информацией – отдельный блокнот с оглавлением.

Эверноут, фото

Другая программа помогает мне выстроить систему знаний. Я использую ее для конспектирования прямо во время лекций. Прекрасный инструмент для создания интеллект-карт – XMind – у которого недавно появилась и мобильная версия. Готовые карты я храню в облаке, чтобы иметь к ним доступ с любого устройства.

Майнд-карты, фото

Этот нехитрый набор помогает помнить все, что я когда-либо проходила. Здесь, в копилке, уже готовая, осмысленная, переработанная информация. Но начиналось все… со свалки.

Свалка

Не могу иначе назвать все то море информационного шума и заманчивых предложений: почитайте книгу, пройдите бесплатный курс, запишитесь на вебинар… Раньше я бросалась на все интересные мне темы. Теперь же я собираю ссылки в отдельном чате Телеграмма и периодически их просматриваю. Когда предложения поступают поштучно, они все кажутся важными и срочными. Но стоит их собрать все вместе, как сразу становится ясно: курс по фотографии небесполезен, но курс по верстке сайтов нужен мне прямо сейчас для работы над проектом.

Я знаю, что мне не стоит принимать немедленных решений, поэтому создала искусственный «буфер». Сиюминутный интерес гаснет, и на смену ему выходит здравый смысл. Точно так же я поступаю с электронными книгами: сначала собираю все меня заинтересовавшее, потом при наличии свободного времени читаю отзывы и отрывки — и выбираю наиболее полезные для меня.

Разбор свалки – очень затратный по времени этап подготовки к обучению  с мизерными результатами. Довольно часто из одиннадцати ссылок на курсы, статьи и книги остается одна. Я откровенно не люблю этим заниматься, поэтому проверяю список редко, а чем больше времени проходит – тем более взвешенные решения я принимаю.

Университет

И, наконец, материал для изучения попадает в мое рабочее пространство! Здесь все зависит от того, срочный (с обозначенными датами начала и конца) или бессрочный курс, в каком формате подан материал, насколько много новой для меня информации он содержит? Одновременно в моем поле зрения может находиться курсов пять, и я стараюсь разнести их физически. Только видео отправляется на проектор. Только текст – на телефон. Все другие форматы остаются на компьютере.

Моя система обучения похожа на сито, в котором я многократно просеиваю информацию. Например, вот так я работаю с видеозаписью вебинара, к которой приложена презентация:

  1. Прослушать в фоновом режиме, чтобы понять степень полезности.
  2. Просмотреть выборочно с параллельно открытой презентацией.
  3. Просмотреть презентацию, сделать скрины важных моментов.
  4. Перенести информацию из скринов в интеллект-карту.

Или же сборник статей в электронном виде:

  1. Пробежать глазами, не вчитываясь.
  2. Прочитать, делая заметки в FastBookOutliner.
  3. Скопировать отмеченные моменты в Evernote.
  4. Перечитать и отредактировать заметку.

Я могу отбросить материалы на любом этапе. Если во время прослушивания видео мне стало понятно, что информация не актуальна – я уже не буду открывать презентацию. Очень важно, чтобы материалы курса не образовали новую свалку. Поэтому – только новая информация, только то, что встраивается в уже существующую систему знаний. А если мне потребуется изучить новые предметные области, то я протяну дорожки от уже изученных. Например, финансирование фильмов или сбор денег для общественных проектов прекрасно цепляются за тему грантовых конкурсов.

Мне пришлось отказаться от последовательного изучения тем,  и я стала проходить курсы по мозаичному принципу. Фрагмент одного, лекция от другого. Только так я смогла сделать свое обучение фоновым. Сегодня у меня выходной, поэтому я буду выполнять практические задания. А завтра я смогу только лишь фоном включить вебинар, но это будет вебинар уже другого преподавателя. Как видите, в таких условиях конспекты и интеллект-карты становятся особенно значимыми.

Подводя итоги

Конечно, даже у обучения длинной в жизнь должны быть промежуточные результаты, контрольные точки. Я реорганизовала свою систему обучения в 2017 году и сосредоточилась на самых важных для меня предметах. В середине 2018 года я узнала, что все эти предметы «складываются» почти полностью в навыки и компетенции продюсера. Осенью мой второй короткометражный фильм набрал более 50 тысяч просмотров. Одновременно я узнала, что продюсеры бывают не только у фильмов, но и у мультимедийных проектов. И теперь в моем домашнем университете появилось несколько новых курсов.

Я сделала вывод, что иногда продвинуться дальше мешает не отсутствие знаний, а их хаотичный, разорванный характер. Моя следующая цель – создание индивидуальной образовательной траектории для себя и для своих детей.