Дек
Как «настроить» себя на конкретную задачу?
В предыдущей части статьи мы обсуждали, как настроить себя таким образом, чтобы не откладывать выполнение дел до самого последнего момента.
Попробуйте простое упражнение, которое вы можете проделать и доказать себе, что вы можете выполнить конкретную задачу!
Это упражнение покажет вам, что проблема значительно проще, чем вы думаете. Если это сработает, то считайте, что вы уже наполовину избавились от прокрастинации – ведь она проявляется в том случае, если мы не понимаем, что она нам приносит явный вред!
1. Сначала нужно выбрать важную задачу, которую вам действительно нужно решить. Часто бывает так, что мы формируем «список дел», механически занося туда все подряд – как важное, так и не очень, включая мелкие второстепенные дела. А вот сейчас внимательно посмотрите на этот список и решите, какая задача здесь действительно важна для вас. Для контроля важности можно задать себе вопрос: есть ли что-то другое, что я бы хотел сделать вместо этого?
2. Придумайте для себя хорошую мотивацию. Иногда бывает полезно заранее рассказать нескольким людям о том, что именно вы собираетесь сделать, тогда у вас будет сильная мотивация справиться с этим делом побыстрее. Рассказать всем об этом через Facebook или блог — самый лучший способ. Осознание того факта, что люди наблюдают за вами, очень сильно мотивирует!
3. Попробуйте начать выполнение этой задачи сегодня, в первую очередь! Иногда бывает достаточно просто начать, а дальше дело пойдет легче. Только не говорите себе: сначала я проверю почту. Попробуйте начать до проверки почты, а еще лучше – до того, как вы включили компьютер.
4. Не усложняйте задачу! Не 3aдумывайтесь о том, как вы сделаете то или это – просто начинайте. Пропустите какие-то этапы, если они усложняют дело, и продолжайте. Если вы начали, и тут же убедились, что в один прием вам это дело не одолеть, попробуйте сразу разбить весь процесс на несколько этапов. Запишите их на бумаге, по пунктам. Помните, «слона съедают по кусочку»! Чем короче и проще будут эти этапы, тем легче психологически вам будет справиться с задачей.
5. Уговорите себя, что начало будет совсем легким! Не думайте о безупречности. Просто начинайте, а доделаете потом. Представьте себе, что вы собираетесь работать только 10 минут, а потом вас ждет что-то приятное — чашка душистого чая, разминка или прогулка, чтение почты или новостей на сайтах, в общем — все, что хотите. Но обязательно поставьте таймер на эти 10-15 минут, иначе они грозят растянуться на часы!
6. Если вы все еще продолжаете откладывать это дело, то сделайте переоценку: действительно ли вы хотите это сделать? Рассмотрите варианты – совсем не делать или отложить до лучших времен? Если ничего не срабатывает, то просто переключитесь – выйдите из дома, наслаждаясь хорошей погодой, или просто побездельничайте. Ведь жизнь – это не только непрерывная работа!
Есть еще несколько психологических уловок, которые помогут вам сдвинуться с места.
Важный фактор – не думать о том моменте, когда дело будет уже закончено, а попытаться сконцентрироваться на процессе. Попробуйте получить удовольствие от самого дела и сознания того, что вы его уже выполняете. Когда вы сконцентрируетесь на той части дела, которая вам больше нравится, у вас появится возможность просто наслаждаться процессом этой деятельности в настоящем времени.
У вас в руках длинный список дел, и вы не знаете, с чего вам начинать?
Выбирая из многих дел, постарайтесь начать с более важного. Это помогает почувствовать себя более продуктивным. Кроме того, ведь мы можем выполнить десяток мелких дел, но не получить в итоге ничего существенного в конце дня. Зато, если вы все-таки выполните парочку важных дел, вы будете чувствовать себя отлично и сможете сказать, что день прошел не зря!
Если вам сложно решить, то попробуйте начать с того дела или задачи, которая больше всего представляет для вас интерес, или с того, что, как вам кажется, может заметно повлиять на работу или жизнь в целом.
Еще один способ: укоротите список дел, сделав из одного – два списка. Просто выберите три важных дела из своего списка и сделайте из него короткий список. Остальные дела будут по-прежнему оставаться в вашем длинном списке, но вам не надо беспокоиться о нем прямо сейчас. Вам пока нужно только сконцентрироваться на коротком списке – сначала только три важных дела!
Продолжение следует